Организация обучения по индивидуальным учебным планам как фактор повышения успешности обучающего

Арсенбекова Наталья Рафаиловна,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Шумихи,
заместитель директора по УВР

Введение профильного обучения - одно из основных направлений модернизации образовательного процесса в школе III ступени.
Профильное обучение позволяет оптимизировать весь образовательный процесс в целом, решить проблемы личностно-ориентированного обучения, индивидуализировать и дифференцировать этот процесс. Одновременно решаются вопросы жизненного и профессионального самоопределения, формируется осознанный выбор сферы деятельности.
Переход на учебные планы профильного обучения увеличивает возможности школы для построения вариативной системы образования, предоставления обучающимся больше вариантов для выбора и построения своей индивидуальной образовательной программы за счет выбора профильных предметов, элективных курсов, реализуемых в рамках часов школьного компонента.
При этом может быть реализовано одно из важных условий организации профильного обучения - индивидуализация учебного процесса, которая обеспечивается за счет возможности самостоятельного выбора обучающимися вариантов изучения предметов на базовом и профильном уровне, элективных курсов, форм обучения (очная, заочная, экстернат, дистанционное образование), выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности.
Индивидуальным считается план обучения каждого конкретного ученика, включающий совокупность учебных предметов (курсов), выбранных им для освоения из сетевого рабочего учебного плана или плана общеобразовательного учреждения. Эти планы могут быть различными по содержанию, пропорциям отдельных компонентов образования, по срокам прохождения учебных курсов и последовательности их изучения в течение учебного года.
Таким образом, концепцией и базисным учебным планом профильного обучения предполагается, что обучающиеся могут выбирать как один из рекомендуемых профилей, так и выстраивать свой собственный индивидуальный учебный план (ИУП). Вводимая система профильного обучения призвана создавать условия для широкого использования данного вида планирования учебного процесса. Каждый ученик может самостоятельно определить интересующий его набор учебных предметов из числа предлагаемых школой, в том числе и их нетрадиционные сочетания.
Обучение по индивидуальным учебным планам может быть организовано по двум моделям: внутришкольная профилизация и сетевая профилизация.
На базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Шумихи реализуется модель внутришкольной организации обучения на основе ИУП.
При организации обучения сначала определяется общий набор образовательных услуг, затем формируются индивидуальные учебные планы каждого обучающегося, и лишь затем их совокупность определяет учебный план и расписание школы в целом. Вся работа включает в себя ряд этапов:
Шаг 1. Изучение школой образовательных запросов потенциальных обучающихся профильных классов
 - диагностика способностей, познавательных интересов (психолог)
 - диагностика профессионального выбора (учитель ТПК)
 - анкетирование обучающихся и родителей (классный руководитель)
Шаг 2. Формирование списка учебных предметов, изучаемых на профильном уровне и элективных курсов
В соответствии с федеральным Базисным учебным планом определяется перечень обязательных предметов на базовом уровне (федеральный компонент).
Далее перечень дополняется профильными предметами, включая предметы регионального компонента, и элективными курсами. Перечень и содержание элективных курсов определяется школой.
Вариативность учебного плана зависит от множества факторов:
 - квалификации педагогических кадров
 - технического оснащения школы
Школа имеет достаточную материально-техническую базу для организации обучения по ИУП: кабинеты физики, химии, биологии, географии, истории, русского языка и литературы, информатики; медиацентр (10 компьютеров, 3 ноутбука с проекторами, интерактивная доска, телевизор, DVD-плеер, видеомагнитофон, документ-камера, Web-камера) учебная база: 250 электронных учебных пособий, 20 видеофильмов, 4 950 энциклопедий и справочников, более 9 000 учебников и учебных пособий и др.
 - возможностей финансирования учебного плана.
Шаг 3. Формирование индивидуального учебного плана
В результате обработки ИУП обучающихся выявляется и фиксируется в виде списков запрос детей на изучение предметов на профильном уровне, учебных предметов по выбору на базовом уровне, элективных курсов.
Проводятся консультации для учеников и школы и их родителей по составлению ИУП, где происходят:
 - тьюторские консультации по возможности выбора, соотнесение выбора с профессиональным самоопределением;
 - представление преподавателей, которые будут работать в будущем учебном году, презентация ими концепции преподавания своего предмета;
 - переговоры с педагогами о вариантах содержания и форм изучения предмета;
 - знакомство с формой ИУП и правилами его оформления.
Шаг 4. Составление учебного плана и расписания
На основе результата диагностики образовательных запросов обучающихся, исходя из базисного учебного плана, определяется учебная нагрузка.
Совокупность индивидуальных учебных планов становится основой распределения обучающихся по классам и учебным группам. Обучающиеся с близкими интересами или общей направленности объединяются в один класс, составляется расписание параллели.
Задачей администрации является обеспечение условий выполнения ИУПов. Классные руководители, представляют аналитический отчет о выполнении ИУПов в учебную часть в конце каждой четверти. Заместитель директора по УВР на основе анализа контролирует и корректирует выполнение Учебного плана школы в целом.
Для оценки результативности обучения используются различные формы и методы:
 - текущий контроль, в том числе с использованием таких форм как зачет, общественный смотр знаний, компьютерное тестирование и др.;
 - презентация продуктов деятельности (научно-практическая конференция, творческие конкурсы, выставка);
 - формирование личной карты ученика (портфолио);
 - диагностика сформированности психологических процессов (память, мышление, воображение и др.);
 - итоговый контроль.
Профильный уровень преподавания, посещение элективных курсов позволяют старшеклассникам успешно участвовать в различных турах Всероссийских олимпиад. В районных турах обучающиеся ежегодно занимают 30-40 призовых мест, являются призерами областных туров.
Активное развитие познавательных интересов позволяет нашим ученикам успешно конкурировать с выпускниками других городов при поступлении в учебные заведения. Если в 2007 году на бюджетные отделения ВУЗов и колледжей поступило 34% наших выпускников, то в 2008 году (первый выпуск обучающихся по индивидуальным учебным планам) эта цифра возросла до 54%, в 2009 – до 65%.
Переход школы к «способностному» освоению учебного материала обеспечивает обучающемуся возможность овладеть рядом универсальных способов деятельности (творчество, исследование, проектирование, управление) и применить эти способы в учебной деятельности.

Категория: В помощь заместителям директоров | Добавил: Nataly (13.05.2010) | Автор: Арсенбекова Наталья Рафаиловна E
Просмотров: 958 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: